www.derzhavnaya.ru

       
 

Сегодня года

 

А. М. КазаковНе слишком ли тесно, тяжело, нудно бывает нам, взрослым, в рамках предписанной социальной роли: мама, папа, сотрудник? Что же говорить о наших детях? Вот уж кому действительно простору не хватает! Русский, математика, физика… и никаких тебе приключений. Остаётся или стать «диванным овощем», смело покоряющим просторы Вселенной без отрыва «пятой точки» от насиженного места; или стать… туристом, вовсе не претендующим на покорение Вселенной, но кое-что всё-таки умеющим…

Согласитесь, второе лучше: здесь – и свежий воздух, которого нет в крупных городах; и движение, которого так не хватает нашим детям; и некоторые полезные реальные, а не виртуальные навыки; здесь – и преодоление трудностей, и тренировка выносливости… Более того, как отец двух мальчишек подросткового возраста скажу следующее: в определённый проблемный период наших детей туризм даёт то, что в обычных условиях городской жизни ничто другое практически дать не может.

Контакт? Есть контакт!

Я не могу похвастаться особыми достижениями в деле воспитании своих детей, но уверен, что без совместных с ними походов всё было бы хуже. Наши походы начинались с двухлетнего возраста: «пешком» на папиных ногах, в специальном рюкзачке; на велосипеде, в специальном сиденье на раме; в байдарке… Вспоминается, как крепко спал младший в лодке, не смотря на падавшие ему на носик неожиданные снежинки…

Но с какого возраста можно начинать? Говорят, что на туристских тропах встречали симпатичные семейки с грудными младенцами. Что ж, как говориться, в добрый путь! Или, как заметил один наблюдательный человек: «Пусть ходят. Родителям приятно, а детям всё равно». Главное, пожалуй, не с какого возраста путешествовать, а где и как. До двух лет ребёнку для Великих Путешествий вполне может хватать территории парка или дачи, затем требуются площади обширнее, которые он также готов освоить, но при условии – если его не перегрузить.

«До какого возраста можно продолжать?» – вопрос более интересный. Скажем так: лучше бы подольше. Но – увы – наши желания могут не совпасть с их желаниями. В этом случае придётся утешиться тем, что за прошедшие годы туристских походов было много чего совместно понято, прочувствовано, увидено; что ребёнок успел окрепнуть; что общественному мнению типа «папенькин сыночек» он уступил не сразу. Но, понимая, что контакт с собственным ребёнком-подростком, в наше время для многих родителей является недоступной роскошью, за туризм, думаю, имеет смысл держаться до конца. Проще здесь это удаётся – и всё тут! Замечу из личного опыта, что для продления этого контакта мне приходится регулярно преодолевать собственное желание отсидеться дома, постоянно бороться со своим излишним весом, наконец, пришлось раскошелиться на хорошие велосипеды, предназначенные для путешествий по пересечённой местности…

Вместе весело шагать по просторам.

Если вы решите ходить со своими детьми в походы, то неизбежно столкнётесь с вопросом «где найти компанию?». Впрочем, многие родители и без походов этим постоянно озадачены. Каждому хотелось бы, чтобы его чадо непременно подружилось с кем-то достойным подражания. Выносить окончательный суд о достоинствах наших чад ещё рано, а вот сформировать у них церковный круг общения, с которым они пойдут по жизни, самое время. Как же иначе? Ведь не секрет, что окружающая наших детей среда использует все средства для вытеснения их из Церкви. Чтобы противостоять этому, нужен очень серьёзный противовес – по крайней мере, в виде альтернативной среды общения. Зачастую же, выйдя за порог храма, мы и наши дети, остаёмся, к сожалению, наедине со своими скорбями и проблемами. Но разве это правильно?..

Меня всегда удивляло, как два-три достаточно сложных похода сплачивают людей. Можно всю жизнь проработать в одном коллективе, многократно ходить друг к другу в гости… и не достигнуть того уровня сплочённости, который возникает там, на природе, где мы сталкиваемся с естественными трудностями, где имеем возможность выйти за рамки предписанной нам роли. Не случайно ребята, с которыми ходил в походы лет пятнадцать назад, до сих пор тянутся друг к другу – по крайней мере, на внешнем уровне. Говорить же об уровне внутреннем не приходится – каждый пошёл своим путём. Причём нехватку внутреннего уровня общения ощущаем прежде всего мы, люди церковные. Три года назад, к примеру, довелось мне путешествовать с взросло-детской компанией в Карелии. Всё было замечательно: места, грибы, рыбалка, погода, интересные попутчики… Но в том походе никто не соблюдал постные дни и главное – не было между нами молитвенного общения… Оказывается, подобные «нюансы» для нас много что значат. Но как же может быть здорово, если наряду с достоинствами маршрута присутствует и внутренняя духовная близость!

Вернёмся к нашим детям. Не смотря на то, что походы, в которые я ходил со своими детьми, постепенно усложнялись, в очередное путешествие они выходили с неизменным желанием и удовольствием. Но со временем в нашей мини-группе им стало скучновато из-за отсутствия детей. Пробовали привлекать к походам их одноклассников. Большинство из них, как выяснилось, более предрасположены к путешествиям без отрыва «пятой точки». Да и не все родители оказались готовы отпустить своё чадо… И вот однажды, выходя с территории нашего храма в честь Державной иконы Божией Матери, мы обратили внимание на приятную женщину с девочкой, которые приглашали родителей записывать своих детей в воскресную школу. Вера Павловна Фронтова – так зовут женщину – оказалась директором этой школы. Во время разговора она заметила, между прочим, что грех не использовать находящийся под боком лесопарк, но для этого нужен преподаватель соответствующего детского кружка. Мысль мне показалась заманчивой, и спустя некоторое время я позвонил… Так и образовалась наша туристическая секция или "Кружок по спортивному ориентированию", что, как теперь понимаю, явилось для меня настоящим подарком судьбы…

Чтобы ноги не опережали голову…

«Туризм – это сложный вид человеческой деятельности с большим спортивным элементом» – с этой известной среди туристов формулировки началось наше первое занятие. Мало кто из слушателей до конца осознал тогда смысл сказанного. Но впереди времени для осознания было ещё много…

Что значит «сложный вид человеческой деятельности» стало проясняться из многих непростых туристских дисциплин: топография, ориентирование, туристское снаряжение, организация похода, организация бивака, техника движения в пешем, зимнем, горном походах, особенности водного туризма, предпоходная общефизическая подготовка, питание в походе, психология туристской группы, походная медицина, наконец, безопасность и выживание в походе. Из личного опыта могу сказать, что лишних дисциплин среди перечисленных нет. Но кого-то из учащихся пришлось настраивать на серьёзный лад через первые двойки на первых контрольных работах, которые потом, конечно же, переписывались. Иначе и быть не может, ведь ошибки и слабые знания могут дорого обойтись в походах. Справедливости ради стоит заметить, что с самых младших спрос изначально был меньше, но и им, думаю, пришлось усвоить много чего незнакомого их сверстникам.

Прим. Совсем не радовали и первые проверки знаний на практических занятиях. Случалось, что одна из учебных групп, получив задание выйти в определённое место, уходила совсем в другое. В таких случаях приходилось обращаться к экстренной мобильной связи. (Как раньше могли обходиться без неё?) Кроме того, большую помощь в организации практических занятий оказывали некоторые из родителей, чья помощь была весьма ощутима. От их участия в походах выиграли, думается, не только дети, но и они сами...

Со временем стали появляться и первые успехи. Так однажды в походе из-за неблагоприятных погодных условий нам пришлось разводить костёр из сырых промёрзших дров. Условия почти экстремальны. Но ребята, дружно взявшись за дело, костёр развели быстрей, чем в подобной ситуации делают это некоторые взрослые. Чем это объяснить? Желанием повеселиться возле огня или боязнью холода? Порадовали они как-то и на ориентировании. Задача была следующая: четыре «разведгруппы» выходят в обозначенные на карте места встреч, где, соединившись попарно, находят спрятанные в тайниках секретные пакеты и, согласно указанному в них секретному заданию, выдвигаются навстречу друг другу… С задачей справились блестяще. Но причиной успеха оказалось и то, что двум из четырёх групп было дано задание устроить остальным засаду – а это они любят.

Кстати, разные засады и «войнушки» с самого начала оказались удачным стимулом в учебном процессе. Но был и такой случай. В условиях ночного леса группа «разведчиков» двигалась к ожидавшей её другой группе на сигнал поданной ими ракеты (способ ориентирования, разработанный штабом Волховского фронта ещё во время Великой Отечественной войны в 1943 году). Успешно преодолев по глубокому рыхлому снегу метров триста густой чащобы, двигавшаяся группа вышла всего в пяти метрах от заданной точки. Но ожидавшие, спрятавшись, решили «разведчиков» скрытно преследовать. В результате, чтобы группам друг друга отыскать, снова пришлось прибегать к экстренной мобильной связи. Увлеклись, как говорится…

Вот так и учились обозначенному принципу «чтобы ноги не опережали голову», который, если задуматься, полезен не только в походах, но и в жизни… Непросто давались ребятам и расстояния. И всё-таки первые 3-4 километра, казавшиеся пределом на первом выходе, выросли со временем в восемнадцать. Но это были не просто спортивные результаты. На этих километрах ребята учились тому, что нелишне уметь делать и в жизни: смиряться с отсутствием комфорта, преодолевать холод и усталость, преодолевать себя…

Там поймёшь кто такой…

Мы сидели при свечах за общим столом и пили чай. Шёл обычный после похода «разбор полётов». На этот раз наша встреча началась с известной песни В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…». Дело в том, что в минувшем походе ребята впервые серьёзно столкнулись с необходимостью преодолеть свою немощь. Прошедший маршрут составлял километров пятнадцать, заканчиваясь на станции Отрадное. В конце пути чувствовалась усталость, и некоторые ребята, оказавшись на «финише», настроились сразу ехать домой. Но был и другой вариант: пройти ещё километр до села Акулово, чтобы побывать на Всенощной в известном подмосковном храме Покрова Божией Матери. В конечном итоге такая вот брань между плотью и духом закончилось всё-таки вторым вариантом… Типичная, в общем-то, жизненная ситуация, но тем и интересен туризм, тем и полезен, что приводит к осознанию простой истины: далеко не всегда определяющей является физическая сила. Или, как говорил Господь наш Иисус Христос, «дух бодр, плоть же немощна» (Мк.14, 38) Чтобы понять, что ты собой представляешь, не один километр надо пройти, не одну трудность преодолеть. И это был первый опыт.

Это не та часовня, о которой говорится в статьеБыли и последующие всё более трудные опыты познания и преодоления себя… Один из них состоялся в местах, связанных с именем преподобного Сергия Радонежского. В том походе на нашем пути неожиданно оказалась маленькая деревянная часовенка в честь Казанской иконы Божией матери. Какое-то время помолившись в ней, мы продолжили путь к станции Радонеж, когда уже стемнело. Луна ярко освещала лесную просеку, которую пересекали многочисленные овраги с глубоким снегом в них. Один из участников группы, как рассказывала его мама, постоянно раздражался на другого, который младше, и из-за которого движение тормозилось. Но вот, с трудом выбравшись из очередного оврага, он посмотрел на закопавшегося по уши в снегу младшего товарища и вдруг произнёс: «Как же ему тяжело…» После этого он помог младшему участнику выбраться наверх и встать на ноги… Это ли не чудо? Это ли не вразумление преподобного Сергия, ради которого только и стоило идти в поход?

О том походе на разборе многие говорили, что было трудно. «Скажите, положа руку на сердце, – спросил я ребят, – обратился ли кто-нибудь из вас в трудные моменты за помощью ко Господу?» Выяснилось, что сделала это только одна девочка. Вот так-то… А мы считаем порой, что для живой веры наших детей вполне достаточно книг о жизни святых и положенных молитвенных правил. Чтобы вера детей стала действительно живой, видимо, немало, трудностей им необходимо преодолеть. Но лучше, на мой взгляд, если вера эта будет рождаться не только среди трудностей жизненных, но и среди таких вот – походных…

В первой половине дня мы допускали обычно разделение на более слабую и сильную группы, чтобы каждой идти в своём темпе. Но во второй, когда темнело, всегда шли только вместе. Это получалось для кого-то слишком медленно, но приучало терпеть немощи других. Словом, всё как в той же песне В.Высоцкого:

«Пусть он в связке в одной с тобой
    Там поймёшь кто такой».

Прим. Но бывали, конечно, и казусы… На очередном «разборе полётов» на учебной «скамье подсудимых» сидят несколько учащихся. Рассматривается ситуация, до которой у нас не дошло, но которая в соответствующих комиссиях квалифицируется обычно как несчастный случай: в сложном зимнем походе небольшая часть группы вырвалась вперёд, прозевала поворот, ушла в другую сторону. Ушедших догнать не удалось, и они заблудились. Результат – сильные обморожения и гибель участника от переохлаждения. Резюме выносит также учащийся: виновны… Наши, к счастью, далеко убежать не успели. Но разборы типичных происшествий, которые могут возникнуть из-за чьих-то необдуманных действий, со временем, надеюсь, и их приучат к своим поступкам относиться ответственней.

Хотя до полной ответственности ещё очень далеко. Примеры «проколов»: очередной транспортник является к месту сбора, не выяснив даже с какого вокзала выезжать; очередной снаряженец совершенно не удосуживается проконтролировать наличие снаряжения; очередной летописец из-за отсутствия вдохновения не радует нас дневниковыми записями; а кто-то вообще является в поход без индивидуального комплекта посуды для обеда… «Детский инфантилизм, столь распространённый в наше время, и особенно характерный для детишек городских. Что поделаешь?..» – говорим мы при этом. А может быть все-таки, сделать что-то можно?

Наши планы

...С Божьей помощью избавляться от инфантилизма! А для этого нужен поход на выживание. Нет, мы не пойдём через дикие джунгли или коварные пустыни. Это пока не требуется. Местом наших действий будет снова Подмосковье. Но значительный элемент выживания внесут, вероятно, в него своими действиями наши милые, пока ещё инфантильные детишки. Поясню суть задуманного. Мы, взрослые, обычно с поспешной готовностью исправляем ошибки наших детей. Но здесь всё будет по-другому. Допущенные ошибки подготовительного периода и в самом походе дети будут исправлять сами. Заблудились – не беда: надо искать выход; припозднились с ночёвкой – бывает: можно встать и в темноте; забыли спички – не страшно: разочек обойдёмся и без горячего… Конечно же, если нас поведут прямо через болото, мы, взрослые, воспротивимся, но в остальном – ни слова…

Ещё хотелось бы сходить летом в пеше-водный поход на Селигер. Вот где просторы! А какой там монастырь! Называется он Пустынь преподобного Нила Столобенского. Хотелось бы посетить его и помолиться там о нас и наших детях, которые уже в пути, но путь их ещё только начинается…

Казаков Анатолий Михайлович

Кружок по спортивному ориентированию

 
 
 
 
Письмо web-мастеру

Письмо директору ВШ

 
   

www.derzhavnaya.ru

Поклон моей бабушке