Когда мне в третий раз предложили взять на себя попечение о пении в воскресной школе, я убоялась отказаться, усмотрев в этом глас Божий, спросив только: «Больше совсем некому?»
– Некому.
– Но у меня нет опыта!
– Ни у кого нет. Будем учиться учить вместе.
К занятиям приступила без особого энтузиазма и с сомнением. (Как музыкант, я прекрасно понимала, что занятия раз в неделю по полчаса, и даже по часу, мало что дадут. Да и нужно ли дублировать уроки пения, которые есть у детей и в детсадах, и в школах?)
И вот они, мои дети. Какие маленькие! Самой старшей – 12, младшим – по 4–5 лет. Одни «гудошники», за некоторым исключением. Да и состав от воскресенья к воскресенью менялся, как мозаика в калейдоскопе. Но всё же потихоньку распелись, и песенки пошли, но удовлетворения не было, пока не озарило: в воскресной школе всё должно быть подчинено главной цели, и пение в том числе. Не только развивать, воспитывать, рассказывать, но помочь стать полноценным членом Церкви Христовой, узнать церковные службы и, как результат, полюбить их. Поспрашивала о Литургии и детей и родителей – «тёмный лес». Итак, мы будем знакомиться, изучать, «входить» в Литургию через клиросное пение. От души отлегло. Всё встало на своё место.
Дети церковным пением очень заинтересовались, присмирели, посерьёзнели. Внимательно слушали объяснения каждого слова антифонов. Не зубрили, но с Божией помощью на удивление быстро запомнили. Позже присоединились родители. Возникла идея создания семейного народного хора (больше даже с просветительской, чем с певческой целью). Выделили ещё день для занятий (по домам, за неимением лучшего).
К первой Литургии готовились с огромным желанием и вдохновением, с почти ежедневными спевками. Нотную грамоту мало кто знал, запоминали на слух, пели в один голос.
Первая Литургия – настоящий праздник, итог учебного года, Троица. Потом пели ещё несколько раз (Литургии на святителя Алексия, апостола Андрея Первозванного, гражданский Новый год, в Светлую седмицу и др.). Был включён детский состав (в основном, на Литургию оглашенных). Храм заплакал, услышав чистые детские голоса.
А теперь, подводя первые итоги, можно сказать следующее: состав стал стабильным, «гудошников» стало меньше (да и они подтягиваются); Литургию дети поют всю (за исключением изменяемых песнопений), а взрослые приступили к 4-хголосию. Но главным итогом вышеописанной деятельности для меня стали признания некоторых семей о том, что они (и взрослые и дети) по-другому стоят и воспринимают Литургию, с каждым словом сроднились. Слава Богу! Только милостью Божией (а не моими слабыми силами) удалось достичь такого результата.
Планы на будущее:
1) организовать занятия по группам, разделив учеников по степени подготовки;
2) проводить уроки музыкальной грамоты и сольфеджио;
3) освоить азы обихода, пройти последования молебна и панихиды;
4) разучить неизменяемые песнопения вечерни и утрени;
5) привлечь профессионального вокалиста для постановки голосов желающим...
Так что работы впереди, как видите, ещё очень много, и то, что уже сделано – это всего лишь начало!
P.s. А песенки мы тоже поём! А как же: это же дети!..
Варламова Ольга Николаевна, 2006 год