Многие из нас, наверно, помнят свои первые шаги в православном храме. Всё ли мы знали тогда, все ли моменты богослужений были нам понятны?.. Думается, что немногие найдут возможность ответить на эти вопросы утвердительно.
Но мы пришли в храм, и, желая всем сердцем максимально соответствовать окружающей нас обстановке (в том числе и внешне), исполнять всё, что в данном случае надлежит исполнять, мы начинали, осторожно — чтобы никого не смутить — озираясь по сторонам, совершать, подражая остальным присутствующим, наши первые крестные знамения и поклоны, не вполне ещё отдавая себе отчёт в значении выполняемых нами действий.
И вот, для тех (в первую очередь), кто только сегодня начинает своё знакомство с храмом, кто только сегодня приступает к открытию для себя всех "тайн" православного богослужения, мы и публикуем данный материал.
О ПОКЛОНАХ ПРИ ВСЯКОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
Итак, за богослужением следует творить следующие крестные знамения: без поклонов, с поклонами поясными и с поклонами земными.
Поклоны совершаются:
— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся...», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» — 3 поклона (исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются);
— на «Отче наш...» (в начале) — поклон;
— в конце «Достойно есть...» (или Задостойника) — поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
— на каждом иерейском возгласе — по поклону.
О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» совершаются 3 крестных знамения (без поклонов!);
— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) — по земному поклону;
— на «Слава Тебе Господи...» перед чтением Евангелия и после чтения — по поклону;
— перед целованием святого Евангелия или святой иконы — 2 поклона; после целования — 1 поклон;
— на каноне, при всех припевах всех девяти песен — по поклону;
— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» — по поклону;
— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
— после великого славословия на Трисвятом — 3 поклона.
О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ
За всеми ектениями на всех прошениях совершается по поклону (исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует);
— на всех иерейских возгласах — по поклону;
— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
— на возгласе «Яко Свят ecи, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
— на «Господи, спаси благочестивыя» — поклон;
— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;
— на Трисвятом — 3 поклона;
— на «Слава Тебе, Господи...» перед чтением Евангелия и после чтения — по поклону;
— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;
— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» — 3 поклона;
— в начале Символа веры — крестное знамение без поклона;
— в конце Символа веры, на «...чаю воскресения мертвых...» — поклон;
— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;
— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися...» — земной поклон;
— при Господних словах: «Приимите, ядите...» и «Пиите от нея вси...» — по глубокому поясному поклону;
— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) — земной поклон; после «Достойно есть» или Задостойника — поклон;
— на «Отче наш»: в начале — земной поклон, в конце (при словах «...избави нас от лукаваго») — поклон;
— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим...» — земной поклон;
— после чтения молитвы ко Причастию «Верую Господи и исповедую...», все причастники, прежде того как подойти ко Св. Чаше, совершают земной поклон, а непричащающиеся — поясной;
— при втором явлении Св. Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно...» все непричащавшиеся совершают земной поклон, а причащавшиеся — поясной;
— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.
Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:
— при возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», когда священник благословляет народ, присутствующим за богослужением следует преклонить голову, без крестного знамения;
— при отпусте без Креста — преклонить голову, без крестного знамения;
— при чтении Евангелия — стоять с преклоненной головой;
— при каждении — отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;
— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» — преклонить голову;
— при отпусте с Крестом — совершить поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся свечами или рукою — поклон без крестного знамения.
Из Церковного календаря