Оглавление | Словом о вере | О "Державной" иконе | О нашем храме

Расписание богослужений | Наши координаты | Фотогалерея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогой мой В.А.!

 

Думал было еще вчера вечером побеседовать с тобой. Но день меня так утомил, что вечером положительно было не до пера.

Вчера, в понедельник, мы посетили решитель­но все, что нужно было посетить в Сарове. Ран­ним утром, напившись чаю, мы отправились пеш­ком на источник преп. Серафима, эту саровскую Вифезду, только постоянно действующую. Источ­ник находится от монастыря верстах в двух. Су­ществовал он еще и до преподобного, послужил нуждам преподобного, когда тот жил в ближней пустыньке. По преданию, преподобный молился, чтобы Господь дал воде этого источника силу це­лебную. В настоящее время источник — грунтовый ключ — заключен в шестигранный сруб, из которого скопляющаяся вода и стекает в реку Саровку через трубу. Над источником устроена прекрасная часовня, в которой богомольцы совер­шают свои моления. Труба по пути в речку пере­хвачена в особом помещении — купальне. Сдела­ны в трубе краны и все желающие имеют воз­можность встать под струю воды из источника, или, как принято выражаться, «выкупаться в ис­точнике». Купальня — особо для мужчин, осо­бо — для женщин. Вода в источнике — холодная, всего в ней четыре градуса по Р.

Выйдя из монастыря в святые ворота, мы на­правились на юг от него, спустившись с горы за речку Саровку. Дорога все время идет вдоль реч­ки. Если идти из монастыря к источнику, то ле­вый берег реки всюду высокий, обрывистый, сплошь покрыт вековыми соснами. Для того, что­бы устроить дорогу, часть обрывов срезали... До­рога получилась широкая, просторная, только, по обычаю, пыльная. Во многих местах по доро­ге бьют родники. Правый берег — более ровный, встречаются пажинки, но больше лес. В избежа­ние пыли направились мы без дороги по право­му берегу. Спутниками нашими были отец на­местник и отец архидиакон. Дорога туда прошла незаметно. За речкой толпами валит народ. Не­которые, очевидно с больными, едут на телегах. У каждого креста, у каждой иконки все оста­навливаются, набожно молятся... В разных мес­тах неизбежные нищие, калеки и убогие. Неко­торые распевают духовные стихи. Другие поми­нают родителей... Бегают и ребятишки-нищие... До самого источника устроен телефон. Вот изда­ли показалась часовенка источника. Около нее перекинутый через Саровку мостик. И у часовеньки, и по спускам берега, и на мостике — всю­ду народ и народ. В самую часовню с трудом можно протискаться, да и то помогает много ряса. В стороне устроены лари, на которых продают специально изготовленные к торжествам бутыл­ки с надписью «Вода из источника преп. Сера­фима Саровского»...

Первое впечатление сильное, головокружи­тельное... Толпа настроена в высшей степени ре­лигиозно... Молятся все истово. Из разных концов доносятся то крики, то стоны больных... Нет-нет, да и закричит не своим голосом какая-нибудь одержимая. Из купальни доносятся то испуган­ные охи, то плач... Среди всего этого резко выде­ляется звон наливаемой посуды... Прибавь сюда радость нескрываемую получивших благодатную помощь, из уст в уста передаваемые рассказы об исцелениях... Да, не скоро придется когда-нибудь пережить то же, что мы переживали здесь, на источнике.

Мы прежде всего, так как это было по пути, купили бутылок для воды из источника. Хотя мы были не в рясах, а в подрясниках, тем не менее благочестивые поклонники расступились перед нами и сверх ожидания мы скоро оказа­лись в часовне над источником. Часовня хорошо украшена иконами и картинами. В ней постоян­но дежурят священники, непрестанно служащие молебны. Помолились и мы... Вспоминал я очень моего болящего студента... Дай-то Бог и святой угодник ему здоровья! Из часови прошли в купальню, находящуюся рядом. При входе в нее стоит солдат-фанагориец. Нам только отдал честь; пропустил сразу же... Купальня довольно про­сторная, крытая, со скамьями вдоль стен для раз­девающихся. У одной стены устроен спуск вниз аршина на два — на два с половиной. Здесь-то и находится кран, под который встают богомоль­цы. Над краном помещена икона преподобного, молящегося в лесу на камне.

Чего-чего в этой купальне не услышишь, не увидишь! Но общее впечатление такое, что сюда поспешила вера — твердая, как скала... Здесь бо­гомолец уверен, что старец не откажет ему в мо­литве, да, пожалуй, по своей любвеобильности и отказать не сможет... И с такой верой, помолив­шись на икону преподобного, каждый становит­ся под струю... И не посрамляется.

Трогательно наблюдать и то, как у этого источ­ника, из которого когда-то пользовался водицей сам преподобный, объединяются в вере и любви к преподобному все: и здоровые и больные, и знат­ные и незнатные, и образованные и необразован­ные. Помню, — сел я рядом с мужичком... Пере­кидываемся словами... Конечно, все об одном, — о преподобном. «А откуда вы?..» И одно слово «Пи­тер» производит какое-то ужасное действие. И мужичок как-то сжимается, предполагая, веро­ятно, что я становлюсь шире... А если бы сказать еще, что я — архимандрит... Меня умиляло то, что сюда во множестве всегда спешило духовен­ство и бывшая на торжествах интеллигенция...

Хотя после сильной жары и казалось несколь­ко смелым вставать под струю источника (иску­шать Бога тоже не особенно-то справедливо), тем не менее несколько остыв, я молитвенно призвал преподобного старца Серафима и встал под кран. Первое действие четырехградусной воды — слиш­ком тяжелое. Голова мерзла и болела. Но почти сразу же разлилась по мне живительная теплота, и я во второй и в третий раз встал под кран уже с удовольствием. После купанья я налил водой купленные шесть бутылок. Наливают воду в ча­совенке, наливают богомольцы сами.

Здесь же, дорогой В. А., мы были почти оче­видцами чуда... На источнике с нами встрети­лись наши петербургские отцы иподиаконы. Ког­да я только что закончил купаться, вбегает один из них в купальню и говорит короткое слово: «Сейчас только что исцелился мальчик». Мы по­спешили убедиться сами в его словах... И вот что увидели. Какая-то женщина принесла к источ­нику мальчика-калеку. Ножки его были сведе­ны к спине. Ручки болтаются, но к лицу не по­ворачиваются. С верой она его подержала под краном. И вот где сказалась сила Божия и милость преподобного! Здесь же, у часовенки, маль­чика положили на подушечку... «Протяни, ми­лый, ножки и ручки», — говорит мать, а сама все трет его... Малютка весь затрепетал, потянул­ся... «Еще, милый, протяни, еще, еще»... И маль­чик постепенно вытягивает ножки и ручки. Ан­гельская улыбка на лице его. Все время бьет ру­чонками. Ничего не говорит. Его приподнимают под мышки, просят встать... Но он становится пальцами или, вернее, ногтями пальцев... Ему вдавливают ступню, передвигают ноги. Словом, все с каким-то поразительным участием помога­ют исполниться тому, на что явилась воля Божия... И что же? Вечером, к удивлению всех, этого мальчика привели уже в монастырь...

Видимо, сказалась здесь сила Божия... Но ска­зывалась она постепенно... И не благоволил ли Господь таким именно исцелением больного возгревать постепенно веру и матери и собравшегося народа... И по торжествующей их вере даровал больному полное исцеление.

Дорогой В.А.! И такие проявления милости Божией бывают, говорят, почти ежечасно. И если бы ты сам был на источнике и пережил то, что в эти минуты переживали мы, то понял бы нас со­вершенно. А мы и могли только, как дети, запла­кать, да еще горячее помолиться на источнике Господу и его великому угоднику.

Вечером, часов в шесть, я с Мишей и отец наместник, с благословения отца игумена, взяли монастырскую лошадку, запряженную в «длиннуху», и шагом поехали в пустыньки. Дальняя пустынька от монастыря отстоит версты на че­тыре. Ехать нужно по той же дороге, что и на источник.

По пути туда мы останавливались прежде всего у огородика, который когда-то возделывал сам преподобный. Место в настоящее время обне­сено маленьким забором. На огородике три гряд­ки с картофелем. Поставлен крест. Богомольцы постоянно заходят ко кресту и молятся. И как не молиться! Ведь здесь сажал свой картофель да снитку чудный старец... Здесь он в поте лица тру­дился и, по обычаю, среди трудов, конечно, зани­мался богомыслием.

Вблизи источника, на горке, находится ближ­няя пустынька. Я уже тебе писал, что настоящая пустынька находится в Дивееве. Здесь же — сде­ланная по размерам ее копия с нее. В пустыньке дежурит монах и раздает богомольцам сухарики.

На полпути к дальней пустыньке, за источ­ником, мы остановились у того места, где в мо­литвенном подвиге провел тысячу ночей препо­добный Серафим. Природа дикая, суровая, но чудная... Кругом громадный сосновый лес. В нем много леса-бурелома. И как-то особенно шумит этот лес. И припоминается, как под такой же шум углублялся в себя преподобный... Кричат птицы, шумит лес, пробегают звери, а старец погрузился в себя и в молитве слился с Божеством... Вот и старец подвижник Марк. Но и на него не обраща­ет внимания молитвенный старец: не ощущает он его присутствия. А тот не нарушает его покоя...

Призадумались мы на этом святом месте... Здесь же оказалась риза с епитрахилем... Я со­вершил литию по преподобному, и в лесу, где он молился, раздалась ему из наших грешных уст «вечная память».

Кстати... Как-то особенно действуют на меня в настоящее время заупокойные песнопения... Поешь — «Со святыми упокой...», «Упокой, Гос­поди...» А сам думаешь: «А по какому, собствен­но, праву я молюсь за него, когда, казалось бы, я должен просить его молитвы?»... И невольно уст­ная молитва дополняется внутренней. Молясь за старца, смиренно, в свою очередь, просишь его великого предстательства.

В настоящее время на том месте, где молил­ся преподобный, лежит камень, напоминающий другой камень, тысячу ночей послуживший пре­подобному. Я уже писал, что часть того камня хранится, как святыня, в Дивееве. Есть неболь­шая часть его и в Сарове. А весь камень разоб­ран, в свое время, в Сарове благочестивыми бого­мольцами.

Над камнем устроен навес, в виде открытой часовни. Почти рядом с этим навесом — другой, под которым сохраняется пень сосны, к великому сожалению зачем-то выкрашенный в белую крас­ку. Пень этот — остаток той сосны, на которой висела икона, приковывавшая к себе взор молит­венного старца, помогавшая ему оторваться от зем­ли и перенестись к небу.

Дальняя пустынька дорога еще потому, что она напоминает место, где провел много времени преподобный. Сама пустынька тоже в Дивееве. На­стоящая построена уже сравнительно в недавнее время, что заметно хотя бы по величине окон. Помолились мы в самой пустыньке. Потом спус­тились в подвал. Спуск тоже едва ли такой, ка­кой был при преподобном: с железной решеткой. В подвале обнесено место, на котором в некото­рые часы молился старец... На месте лежит песок. Одна из спутниц наших брала песок и случайно спросила: «А вы не подсыпаете сюда песку? Это тот песок, на котором стоял преподобный?» — «Эх, матушка, если бы не подсыпать, тогда, наверное, все место наше теперь было бы разобрано!..» Спа­сибо еще иноку за откровенность. Земля была вы­сыпана обратно. Но вместо этого тот же монах всем нам дал земли, взятой из могилы преподоб­ного, когда вынули оттуда его мощи... Она в пустыньку прислана для раздачи народу...

На горке, повыше пустыньки, на месте, где разбойники били старца, поставлен крест... Поса­жены березки (хотя место в лесу).

Внизу от пустыньки, на берегу Саровки (Иор­дана у Преподобного) пещерка, выкопанная са­мим преподобным. В ней он иногда тоже молил­ся. Говорят, что она сохраняется в неприкосно­венном виде со времен преподобного.

При посещении пустынек мы встретились с гр. Г. и матушкой С., с которыми и осмотрели все...

На обратном пути в монастырь мы опять ос­тановились у источника. Та же масса народа. То же множество недужных. Иеромонах, священник, чиновник допрашивают исцелившихся и свиде­телей исцелений и записывают строго проверен­ные чудеса. Слава Богу! Наконец-то! А сказать правду, — днем меня до глубины души возмути­ло было одно обстоятельство... Выхожу из часо­венки после исцеления мальчика, чтобы напра­виться домой. Городовой, или полицейский ка­кой-то чин, предупредительно останавливает меня и замечает: «Какая, батюшка, масса исцелений...» Смотрю, раскрывает он книжку, куда заносятся «происшествия» и начинает вычитывать исцелив­шихся за день... Неужели, думаю, проявления силы Божией не заслуживают того, чтобы их за­писывали не в книжку происшествий?.. Не для рекламы преподобному эти записи нужны... А для нас, — слабых, маловерующих... Пусть эти вести о лете Господнем благоприятном успокаивают волнующихся и сомневающихся...

При нас допрашивали глухонемого, к кото­рому возвратился и потерянный слух, и утрачен­ная речь. На все вопросы отзывается, — очевидно, слышит. Но память часть слов потеряла и его учат говорить... «Рад, что исцелился?», — спрашива­ют... Молчит. «Скажи: рад...» — «Рад», — отвечает мальчик... И сколько радости у народа! И какими железными нужно обладать нервами, чтобы сдер­живать себя в такие минуты у источника.

Да... Исцеления подаются обильно всем ве­рующим... А таковые сюда и собрались... Как бы хотел, чтобы собрались сюда помаленьку и неве­рующие! Не с хвастовством, а с сознанием своей правоты тогда каждый сказал бы им: «Идите сей­час на источник и посмотрите: слепые прозрева­ют, хромые ходят, глухие слышат, расслаблен­ные везут свои тележки. Блажен, кто не собла­знится о старце»...

Вчера, чуть ли не в сотый раз, зашел я в иконную лавочку. Наконец-то добился инока, продающего иконы!.. Приобрел медальонные изоб­ражения преподобного, с иконой Божией Мате­ри «Умиление» на другой стороне. Купил изоб­ражения преподобного на шелке. Исполнены очень хорошо. Все это постараюсь освятить на святых мощах. Накупил самых разнообразных картин, касающихся преподобного. Всем питом­цам привезу благословение от угодника. А они пусть молятся ему усердно. Икон хороших най­ти не мог, но что понравится хотя несколько, — куплю.

Пока прощай. Сегодня панихида, назначен­ная в двенадцать часов по церемониалу, у нас отменена и состоится завтра. Вместо панихиды вы­сокопреосвященный Казанский служит литургию (день князя Владимира), а после нее молебен — владыка митрополит, все архиереи и отцы архи­мандриты.

Загудел колокол. Иду к обедне и буду мо­литься за вас. Молодежи мой привет.

Восемь с половиной часов утра.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление | Словом о вере | О "Державной" иконе | О нашем храме

Расписание богослужений | Наши координаты | Фотогалерея